История чая в Китае.
На протяжении длительного периода в истории Китая значение и место чая, культура его употребления постепенно трансформировались. Чай как напиток был известен китайцам очень давно. Первые упоминания о чае относятся к периоду 5800-летней давности.
Условно всю историю эволюции чаепития можно разделить на пять крупных этапов развития.
Первый этап:
Открытие чая приписывают центральному культурному герою китайского эпоса Шэнь Нуну (Божественному Землепашцу), с именем которого связывается начало земледелия, торговли и медицины. По одной из легенд Шэнь Нун имел прозрачный живот. Это давало ему возможность, исследуя различные растения наблюдать на себе их действие.
Однажды он в течение одного дня попробовал 100 различных трав и 72 яда, и его организм не справился с такой нагрузкой. Шэнь Нун упал под дерево и потерял сознание. В это время с листа скатилась роса и, попав ему в рот, вернула Божественного Землепашца к жизни.
Придя в себя, он заинтересовался этим растением, которое оказалось чайным деревом. Он сделал вывод, что чай может выводить из организма яды. Так, впервые упоминание о чае встречается в трактате Шэнь Нуна “Стволы и травы” (“Шэнь Нун Бао Цао Цзин”).
С момента открытия и вплоть до эпохи Чунь Цю (Вёсен и Осеней) чай в основном использовался для алтарных жертвоприношений. До нашего времени дошло описание приготовления так называемого “императорского чая”.
По преданию, в определенный лунный день 12 девственниц переставали стричь ногти.
По прошествии некоторого времени, в строго определенное время они выходили собирать чай. Каждая девушка срывала по 30 почек одинакового размера, не касаясь их подушечками пальцев. Затем собранные листья промывали 12 раз, помешивая руками, и запаивали в серебряный сосуд. Над ним Император производил некие магические действия. Такой чай использовался для ритуалов как дань предкам.
Второй этап:
Следующим этапом развития чайной культуры является промежуток времени от позднего периода Чунь Цю до начала Западной Хань. В это время лист чайного дерева начали использовать в пищу.
Третий этап:
Третий период – от начала до среднего периода Западной Хань – активно изучались полезные свойства чая. Чай по праву приобретает репутацию лекарства от ста болезней.
Четвертый этап.
Следующий этап – поздний период Западной Хань – период Троецарствия. Чай появляется при дворе Императора как драгоценный напиток. Чай становится товаром.
Пятый этап:
Последний этап – Западная Цзинь – эпохи Суй и Тан (VI – IX век). В это время чай распространяется по всей территории Китая, проникая во все слои общества. Из сакральной области переместился в повседневную жизнь. Эпоха Тан считается расцветом культа чая.
августа 20 2010 01:13 пп | История продуктов
Оставьте отзыв
Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий.