Карта сайта


FoodGrad(breadcrumbs are unavailable)

Предметный мир в эпоху производства

Предметный мир в эпоху производства

Вид и строение вещей в ходе истории постепенно изменялись, хотя ремесленники, изготовители этих вещей, всегда были подвластны традициям.


Мастерство переходило из поколения в поколение, от отца к сыну, от сына к внуку. Вместе со способом изготовления наследовались и сами формы предметов; они были в давние времена общепринятыми. И все же одни и те же типы вещей со временем приобретали совсем другой вид, другое строение. Поэтому произошло так, что большинство вещей, которые нас окружают, имеют свою давнюю историю. Целый ряд обычных для нас бытовых предметов (домашняя утварь, посуда – предки современных обычных предметов) мы знаем еще из памяток Старинного Египта. Эта далекая от нас и удивительная цивилизация занимает особое место в истории вещей. С нее мы и начнем свой короткий обзор предметного мира далекого прошлого.

Древнеегипетская цивилизация теперь хорошо представлена разнообразными предметами. Нам, далеким потомкам, помог обычай старинных людей оставлять в погребениях вещи, которые назначались для жизни умерших в потустороннем царстве. Сохранению предметов оказывали содействие песчаный грунт и сухой климат Египта. Но большинство погребений было разрушено еще в далекую давность: уже тогда были «специалисты» ограбления могил. Уцелел удивительный документ о суде над кладоискателями, которые проникли в одно из погребений, и попали в руки правосудия. Известная своими статуями, пещерными храмами, засыпанными песками, и начерченными на папирусе письменами, эта таинственная старинная цивилизация длительное время была полумифом. Но когда в 1922 году английский археолог Говард Картер заглянул в брешь каким-то чудом не ограбленного погребения и увидел реальные бытовые вещи, которые принадлежали юному фараону Тутанхамону, все обычные представления перевернулись.

Там были старинные ложи со зверскими главами, обувь и одежда, веяла и опахала, жезлы и посохи, тронные сидения и табуреты, шкатулки и сундуки, светильники и колесницы – несколько сотен разнообразнейших вещей. Некоторые из них не выдержали испытания временами, кое-что было повреждено, громоздкие колесницы, распиленные для того, чтобы их можно было затянуть в подземелье. Количество образцов древнеегипетского ремесла, которые стали достоянием современной культуры, постепенно увеличивалось за счет находок других ученых. Все эти разрозненные, иногда поломанные предметы представляют для нас первостепенный интерес – ведь именно в Старинном Египте сформировалось много обычных для нас традиционных вещей – мебель, домашняя утварь, инструменты, одежда. Они были предметной средой древнеегипетского жилого дома. Жилые дома, в отличие от храмовых, не сохранились, они были выложены из необожженного кирпича, а иногда и из скрепленной прутьями или камышом глины – материалов непрочных, а потому и недолговечных. Внутренний вид жилья той эпохи сложно представить без настенных рисунков или изображений на папирусе. Стены его от пола до потолка покрывает яркая ковровая роспись. Свет проникает через небольшие окна под самым потолком. Двухстворчатая дверь или завешенные занавесками прорезы ведут в другие помещения.

В жилых комнатах увидим много знакомых нам предметов: ложе для сна, небольшие столики, несколько видов табуретов, стул и кресла, сундук. Причем уже тогда эти предки нашей мебели были как в домах знати, так и у людей среднего благосостояния, только в одних они были скромнее, с обрамлением из дешевого материала, а в других несравненно более богатые.

Несмотря на внешнюю похожесть бытовых предметов с современными, их назначение и способ пользования были иногда другими. Ложе, например, то, что у нас называется изголовьем (т.е. вертикальная стенка), делалось со стороны ног, а не головы, и совсем не было поддержкой для подушки; подушек у египтян не было совсем, а под шею подставлялась специальная седловидная опора. Само ложе было немного поднято со стороны головы для того, чтобы, проснувшись, можно было, не привставая, увидеть, как восходит солнце.

Сидение только входило в обиход: на старинных изображениях сидят только божества, фараон и его жена. Все другие – гости и музыканты – сидели прямо на полу, покрытом коврами и циновками. Право сидеть, очевидно, было знаком престижа; в залах для приемов вдоль стен было небольшое возвышение, на котором располагалось сидение наиболее знатных лиц. Ремесленники также редко изображались сидячими на табурете (или тем более на стуле), они размещались на чурбаке или каменьях, чтобы было удобнее работать, а чаще всего – стоя или сидя на полу. Даже переписчики, представители привилегированного сословия, заполняли папирусы, стоя или сидя, скрестив ноги, на земле.

Табуреты для рабочих были совсем примитивные: в плоский обрубок дерева вставлялись три выгнутых ножки, которые были, очевидно, естественными кривыми сучками. Позднее табуреты стали утонченнее, со специально вырезанными ножками и седловидным сидением из дерева, кожи или плетеного камыша. Сложный табурет на Х-подобной опоре, который сформировался уже за 2000 лет до нашей эры, сначала был простой и утилитарный, но позднее в дворцовом употреблении появлялись великолепно украшенные образцы; на одном изображении охоты фараон Нового царства Тутанхамон, стреляет в диких качек, сидя на таком табурете. Если присмотреться к стульям и креслам старинных египтян и мысленно отвергнуть украшения на них, резьба и накладки из листовой бронзы и золота, то нетрудно заметить, что строение их аналогично строению обычных стульев и кресел, на которых мы сидим. Те же четыре ножки, спинка, немного отклоненная назад для опоры корпуса. На сидение табуретов и стульев клали тюфячок или циновку, а на спинку набросывалось что-то мягкое – шкура или ткань. Домашняя утварь складывалась в сундук, а небольшие предметы в шкатулки. Они, очевидно, не имели своего определенного места в интерьере и по мере потребности их переносили. Но постепенно начал формироваться тип стационарных домашних вместительностей. Это был, в сущности, тот самый сундук, но поднятый на ножки, став уже чем-то наподобие комодика или столика для рукоделия. Иногда его опорой была конструкция из стояков, перекладин и подкосов. Такая основа использовалась и для поддержки больших сосудов с остроконечным дном.

В записи нет меток.

ноября 03 2010 11:03 дп | Полезно знать

Оставьте отзыв

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий.