Карта сайта


FoodGrad(breadcrumbs are unavailable)

Осташков (отчёт о путешествии)

Думаю, следует черкнуть пару слов о дорогах. Про трассу М10 и так все понятно. От Торжка до Осташкова идет вполне приличная и практически безлюдная дорога, по которой лишь иногда попадаются глухие деревеньки да народ, продающий, различную снедь (рыба, грибы да ягоды). Далее – как попадется. Встречаются вполне хорошие участки со свежим (лет 10) асфальтом, но в основном, конечно, все разбито в хлам и залатано-перелатано впоследствии. Красным отмечены участки с так называемой “улучшенной грунтовой” (грейдероной) дорогой. Дело в том, что после прохождения этой выравнивающей шайтан-машины остается широкая и, в принципе, ровная дорога.


Но стесанная поверхность имеет четкую рифленую структуру – так что едешь словно по старинной стиральной доске. Причем, закономерность такая: чем быстрее едешь, тем меньше трясешься. И сразу становятся очевидны все преимущества отечественных авто перед иномарками в таких условиях эксплуатации: их_не_жалко. Учитывая этот принцип, местное население ездит либо на совсем убитых «жигулях», либо на вполне приличных внедорожниках. Наш же “авенсис” смотрелся как нечто инопланетное. Причем, если участок до Волговерховья вполне неплохой, то по дороге Свапуща-Молвотицы повадились ездить уралы-лесовозы, которые, разумеется, разбили дорогу в хлам. Переползая очередную “лужу”, в которую встречный лендровер с ходу заныривал по самый бампер, все задерживали дыхание. Знали бы о таком положении дел – вернулись бы на пути в Новгород до Торжка. А так пришлось ковылять 30 км почти 4 часа. Места, правда, замечательные, и порой можно увидеть очень живописные виды. В принципе, так можно доехать и до Старой Руссы, а от туда – до Новгорода по юго-западному берегу Ильменя, но этот маршрут уже для энтузиастов на чем-нибудь 4х4. Дорога, к слову, очень старая и когда-то была мощеной: местами даже попадаются куски с аккуратной брусчаткой: видимо, это был старый тракт Новгород-Осташков. Что самое смешное, уже на подъезде к Молвотицам, стоит совершенно гениальный знак, который вызвал долгий приступ всеобщего смеха. “Ухабы на дороге” – гласит гордый, новенький указатель, и сразу за ним начинается старенький, но вполне съедобный асфальт =)

Так же стоит добавить, что в Новгородской области с дорогами как-то получше, нежели в Тверской. Чувствуется это буквально сразу по пересечении границы.

Собственно, сам Селигер – скорее не озеро, а крупная система более мелких озер и их притоков. Окрестности представляют собой сплошной лес, местами переходящий в настоящие буреломы или топкие болота. Очень много грибов и ягод, а в воде – рыбы. Особенно хороши некогда завезенные из Франции угри и судак.

Волговерховье. Именно отсюда начинает свой путь Великая Русская река. Такое место, куда едут, чтобы постоять сразу на обеих берегах Волги.

Заранее записавшись, можно поплавать на одном из речных теплоходиков, которые курсируют по маршруту Осташков – Нилова пустынь, делая в пути еще несколько остановок. Очень удивило, что эти корабли способны причаливать к самому берегу, без какой-либо пристани. Пока мы плыли, погода резко испортилась и полило, как из ведра.

Местная святая достопримечательность, Нило-Столобенская пустынь, являет собой замечательный пример того, как тяжелый труд и вера способны посреди болот, где даже до ближайшей каменоломни несколько сотен километров, возвести огромный монастырь. Свое название он получил по основателю – преподобному отшельнику Нилу, который принял обет столпничества (нележания). Обитель на острове возникла в 1594 г., через некоторое время после смерти Нила. Большинство построек относится к XVII-XIX в.в. В 30-е годы монастырь был превращен в трудовую колонию для малолетних преступников, затем – в тюрьму для польских военнопленных. Когда же Война докатилась в эти места, и неподалеку шли суровые бои, был переоборудован в полевой госпиталь. Потом – снова в колонию. Затем в дом престарелых, а в 70-х – в турбазу. В начале 90-х монастырь был возвращен церкви, и с тех пор тут ведутся реставрационные работы.

Город Осташков – некогда крупный и преуспевающий торговый центр региона. Замечательное местечко, познакомиться с которым, к сожалению, удалось лишь мельком. Если бы не электрификация да асфальт (местами), можно было бы сказать, что XX век прошел мимо: сохранился город на удивление хорошо. Статус города Осташков имеет с 1770 года, и изначально строился по единому плану (редкое дело для России), вследствие чего имеет выраженную квартальную структуру с длинными прямыми улицами, сходящимися под прямыми углами. Очень много старой деревянной застройки.

Автор: Максим Ефименко
источник: http://strana.ru/

октября 13 2010 05:37 пп | Города и страны

Оставьте отзыв

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий.